Москва
Каталог анализов и услуг

Дислексия

Дислексия
193 610
4.6
Диагноз «дислексия» известен с XIX века, нарушение довольно хорошо изучено, но мифов о нём меньше не становится. Дислексию часто путают с ленью и умственной отсталостью. На самом деле интеллект у дислектиков обычно не нарушен, но проблемы с чтением не дают им реализовать свой потенциал.

Что такое дислексия

Дислексия — это особенность восприятия, из-за которой детям сложно научиться читать и писать, а взрослым — делать это быстро и без ошибок. Считается, что дислексия встречается у каждого 20-го жителя планеты. Но из-за того, что о дислексии знают немногие, эту особенность часто принимают за лень и даже глупость.

Во многих европейских странах дислексией называют любые сложности, связанные с чтением, письмом и арифметикой. В России для каждого нарушения используют самостоятельные термины.

Дислексия — трудности с чтением.

Дисграфия — трудности при обучении письму.

Дизорфография — сложности с запоминанием и применением правил орфографии.

Дискалькулия — неспособность к арифметике и математике.

Берлин

Впервые диагноз «дислексия» поставил офтальмолог Рудольф Берлин в XIX веке пациенту, который не умел читать, несмотря на хорошее зрение и интеллект

Дислексия и другие похожие нарушения не связаны с уровнем интеллекта и воспитанием. Люди с таким диагнозом могут преуспеть в точных науках, добиться высоких результатов в творчестве и спорте. Среди известных дислектиков лауреат Нобелевской премии по физике Альберт Эйнштейн, промышленник Генри Форд, художник Пабло Пикассо, актриса Дженнифер Энистон и кинорежиссёр Стивен Спилберг.

Большинство людей с дислексией способны читать, но это им даётся с большим трудом.

Главный симптом дислексии — медленное чтение по слогам или буквам. Ребёнок додумывает написанное, меняет слова, путает или переставляет местами буквы в них — такое чтение называется «угадывающим». Если попросить дислектика сформулировать главную мысль или пересказать текст, для него такая задача станет практически непосильной.

Может показаться, что этому описанию соответствуют все дети в начальной школе. Только чаще всего уже к концу второго класса навык автоматизируется и чтение становится беглым, даётся без особых усилий. А людям с дислексией читать сложно всегда.

Причины дислексии

В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11, в России в настоящее время не вступила в силу), есть диагноз «дислексия» — ему присвоен код MB4B.0. Правда, он касается утраты способности к чтению и пониманию письменной речи у взрослых, которые раньше всё это умели, но потеряли навык из-за инсульта или черепно-мозговой травмы.

Трудности, связанные с обучением чтению и письму, в МКБ-11 выделены в отдельный раздел — «Расстройство развития учебных навыков» (код 6A03). При этом особо оговаривается, что расстройство не связано с нарушением интеллектуального развития, болезнями органов зрения и слуха, недоступностью образования или неадекватным воспитанием.

Таким образом, дислексия — это не психическое заболевание, а нейробиологическая особенность, которая влияет на работу центральной нервной системы. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию — буквы или цифры — и выбирает сложный и извилистый путь, чтобы распознать напечатанные символы.

Простое слово «молоко» дислектик увидит как набор символов — например, «омлоок». При этом ему сложно следить за строкой.

Точные причины дислексии неизвестны — есть лишь теории, объясняющие учебные трудности даже при высоком уровне интеллекта.

Считается, что до 80% случаев дислексии связаны с наследственностью. В рамках масштабных генетических исследований международной группе учёных удалось обнаружить 42 вариации генов, которые могут приводить к развитию дислексии.

Известно, что король Швеции Карл Густав, его дочь Виктория и сын Карл Филипп не умеют бегло читать из-за дислексии. Для королевской семьи это наследственный диагноз.

Филипп

В 2020 году шведский принц Карл Филипп записал аудиокнигу «Любимая дислексия». Фото: Frankie Fouganthin

Часто дислексия появляется из-за внутриутробного повреждения центральной нервной системы.

Факторы риска для развития дислексии:

  • гипоксия — длительная нехватка кислорода у плода на фоне осложнённой беременности или тяжёлых родов;
  • внутриутробное влияние инфекций, которые женщина перенесла во время беременности (корь, герпес, краснуха);
  • курение и употребление алкоголя во время беременности.

Из-за особенностей зрительного восприятия дислектики при чтении делают лишние движения глазами: они перепрыгивают с одной буквы на другую, забегают вперёд и возвращаются к прочитанным фрагментам. Такие непоследовательные движения сильно осложняют понимание текста.

У дислектиков может быть снижена вербальная память (она помогает усваивать словесную информацию) и фонематическое восприятие (способность распознавать звуки на слух).

Признаки дислексии у детей и взрослых

Дислексия становится очевидной, когда ребёнок идёт в школу. Российские нейрофизиологи считают, что в каждом классе школы есть хотя бы один ученик с дислексией. На фоне других детей он заметно хуже читает и медленнее остальных осваивает этот навык.

У дислектиков достаточно развита речь, нет проблем со зрением и слухом, они хорошо «схватывают» устную и визуальную информацию — и только чтение даётся им с трудом.

Ранние признаки дислексии

Обычно дислексию дошкольникам не диагностируют. В этом возрасте дети только начинают осваивать чтение, счёт и письмо, поэтому сложно найти объективные признаки нарушения: нельзя однозначно сказать, связаны ошибки с несовершенством навыка или в принципе говорят о неспособности к чтению.

Однако есть ранние признаки — предикторы, по которым можно предположить дислексию с высокой вероятностью.

Признаки, которые говорят о предрасположенности к дислексии у дошкольника:

  • Ребёнок начал ползать позже 9–12 месяцев или не ползал вообще, а сразу пошёл. Этот этап критически важен для развития пространственных представлений, чтобы мозг научился понимать положение тела, делать выводы о размере предметов и расстоянии между ними. Этот навык лежит в основе чтения и письма, когда мозг запоминает значение и написание букв.
  • Недостаточно развита мелкая моторика: ребёнок не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, а ложку и пишущие принадлежности держит неправильно — захватывает в кулак.
  • Не любит играть в мяч, не умеет подбрасывать его и ловить — это может говорить о нарушении зрительного восприятия, когда мозгу сложно проанализировать движение мяча и координировать работу глаз и рук.
  • Не умеет стоять на одной ноге, удерживать равновесие, шагая по бордюру. Сложно научиться ездить на самокате или велосипеде.
  • Дети с предрасположенностью к дислексии обычно не любят учить короткие детские стишки и потешки, коверкают знакомые слова, не запоминают, как пишется их имя, плохо улавливают рифмы (кошка — мошка, дом — ком).

Признаки дислексии у школьника

Диагноз «дислексия» обычно ставят во 2–3-м классе школы. В этом возрасте у большинства детей чтение постепенно автоматизируется и трудности становятся очевидными, если они есть. Прогресс в обучении медленный.

Признаки, которые указывают на дислексию у детей в 8–12 лет:

  • ребёнок читает медленно, не проявляет интереса к внешкольной литературе, не любит читать вслух;
  • пропускает слова и фрагменты текста;
  • не дочитывает окончания слов и фраз, а додумывает их;
  • меняет местами буквы в словах или заменяет некоторые буквы (например, вишня — лишня, молоток — мотолок, шутка — тушка);
  • читает или пишет задом наперёд;
  • не запоминает новые слова и не узнаёт те, что встречаются часто (например, вход — выход);
  • плохо различает парные согласные звуки (б — п, в — ф, г — к);
  • не замечает того, что расположено в левой части страницы;
  • часто не может подобрать подходящее слово и заменяет его общим понятием (например, свитер называет вещью);
  • путает схожие по звучанию слова (июнь — июль, богатыри — богатые);
  • неправильно согласует местоимения или прилагательные с существительными (мой пальто, грустный собака);
  • не помнит даты, номера телефонов, списки дел.
Существует миф, что отзеркаливание букв — R вместо Я — явный признак дислексии. На самом деле в норме так делают почти все дети до 6–8 лет.

Считается, что дислектики воспринимают текст картинками, образами и спотыкаются на абстрактных словах, к которым мозг не находит иллюстрацию, — предлогах и пространственных понятиях: верх, низ, далеко, близко, высота, глубина и так далее.

Если хотя бы три из перечисленных признака характерны для ребёнка и проявляются постоянно — это повод заподозрить дислексию и обратиться за консультацией к неврологу, нейропсихологу или логопеду.

Признаки дислексии у взрослых

Бывает, что впервые дислексию диагностируют только в подростковом или даже взрослом возрасте, а до этого все трудности обучения списывают на лень или даже умственную отсталость.

Для взрослых характерны такие же признаки дислексии, как и для школьников. С возрастом дислектики адаптируются к своим особенностям — они любыми способами избегают чтения или быстро устают от него.

Дополнительные признаки, по которым можно распознать дислексию:

  • сложности с написанием официальных писем и отчётов;
  • скудная письменная речь — то, о чём человек может говорить часами, он с трудом опишет в нескольких предложениях;
  • трудности с запоминанием паролей, ПИН-кодов, номеров телефона;
  • проблемы с правописанием;
  • частые ошибки в именах и названиях;
  • сложности с подбором нужных слов — ощущение, что слово «вертится на языке», но не удаётся его вспомнить;
  • отсутствие желания читать ради удовольствия.

Виды дислексии

В зависимости от того, на каком этапе происходит сбой восприятия в мозге, различают несколько видов дислексии.

Фонематическая (акустическая) дислексия: сложно различать похожие звуки (фонемы). Людям с фонематической дислексией сложно понять, почему в слове «паб» на конце пишется буква «б», а не «п», или запомнить написание слова «здравствуйте».

Семантическая дислексия: возникает «механическое чтение», когда мозг тратит все силы, чтобы прочитать текст правильно, но не успевает понять его суть. Детям с таким типом дислексии сложно уловить главную мысль текста и пересказать прочитанное.

Аграмматическая дислексия: не удаётся правильно построить фразу или предложение. Такую речь ещё называют косноязычной: в ней неправильно согласованы падежи, подобраны окончания («пёс выглядел абсолютно голодный»).

Мнестическая дислексия: сложно понять, как связаны буквы и звуки. Например, в разных формах слова «лес» буква «е» обозначает разные звуки: в форме единственного числа слышится звук [э], а в форме множественного числа — «леса» — звук [и]. Обычно мнестическая дислексия заметна уже на этапе знакомства ребёнка с алфавитом.

Оптическая дислексия: человек может читать зеркально, «перескакивать» между фрагментами текста, путать написание букв.

Тактильная дислексия: нарушение, которое встречается у незрячих людей — они путают буквы при чтении по Брайлю Шрифт БрайляШрифт из комбинации рельефных точек, который для письма и чтения используют незрячие и слабовидящие люди..

Азбука-Брайля

Азбука Брайля позволяет слепым людям читать с помощью пальцев рук

Как диагностировать дислексию

Дислексию нельзя диагностировать по субъективным наблюдениям. Есть специальные анкеты — например, тест на сайте «Ассоциации родителей детей с дислексией». Но любые опросники позволяют только заподозрить нарушение.

Точный ответ могут дать лишь специалисты: дефектологи, логопеды и нейропсихологи. Они проведут специальные корректурные пробы, чтобы понять истинные причины учебных трудностей.

Какое слово получится, если заменить звук «т» на «п» в начале слова «торт»? Человек с дислексией вряд ли быстро ответит на этот вопрос.

Что оценивает логопед во время диагностики:

  • правильно ли ребёнок произносит звуки;
  • умеет ли он различать звуки на слух (можно попросить ребёнка «поймать» звук — для этого нужно загадать любой звук и попросить ребёнка хлопать всякий раз, когда он услышит его в словах, которые взрослый называет в случайном порядке);
  • может ли понять, где в слове стоит тот или иной звук (например, нужно подобрать слова, где звук «п» стоит в начале, в середине и конце слова);
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • связность речи.

Нейропсихолог проверит, насколько хорошо развиты высшие психические функции — зрительное и фонематическое восприятие, память, внимание, речь.

Для диагностики дислексии нейропсихолог может предложить выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь». Эту методику предложил в 1982 году клинический психолог и логопатолог ЛогопатологСпециалист, который занимается нарушениями речи и владеет набором компетенций: врач-психоневролог, нейропсихолог и лингвист. Александр Николаевич Корнев.

Сначала взрослый кладёт на стол ладонь и показывает ребёнку последовательность движений: сжать кулак — поставить ладонь на ребро вертикально — опустить руку на стол ладонью вниз. Ребёнку нужно трижды повторить эти движения — желательно быстро и без ошибок.

По тому, как ребёнок справится с этим заданием, нейропсихолог оценит, насколько хорошо развита двигательная и зрительная память, как быстро мозг переключается между задачами.

Это лишь одна проба из ряда тестов. Делать выводы и интерпретировать результаты может только специалист после комплексной диагностики.

Для уточнения диагноза часто назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ) — безопасный и точный метод исследования функционального состояния головного мозга.

Дополнительно может потребоваться консультация офтальмолога и лора, чтобы исключить проблемы с физическим зрением и слухом, и невролога, который поможет выяснить, нет ли у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), для которого также характерны трудности с чтением и письмом.

Способ коррекции дислексии

Дислексию нельзя вылечить или «перерасти» — особенность остаётся с человеком на всю жизнь. Но специалисты научились её корректировать — так, чтобы трудности не мешали учиться и не ограничивали развитие человека. Если дислексию игнорировать, низкая школьная успеваемость ударит по самооценке ребёнка, может стать причиной депрессии. Часто дислексия приводит к развитию СДВГ.

Лаборатории и научные сообщества по всему миру заняты поиском методов коррекции. Исследователи тестируют специальные бифокальные очки с разноцветными линзами, которые должны облегчить чтение. Врачи изучают действие ноотропов — лекарственных препаратов, которые стимулируют мозг.

Но в основе коррекции всё же регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. С помощью специальных упражнений можно натренировать мозг распознавать буквы и автоматизировать чтение, насколько это возможно. Кроме того, специалисты научат ребёнка переключаться между заданиями и расслабляться, что защитит от переутомления.

Самое главное, что взрослые могут сделать для помощи ребёнка с дислексией, — правильно организовать для него процесс обучения. В некоторых странах есть специальные учебники — в них мало текста и много иллюстраций и наглядных графиков.

Обычно дети с дислексией любопытны, у них хорошо развито воображение, а особенности восприятия позволяют им мыслить нестандартно и находить интересные решения. Они могут реализовать свой потенциал, если помочь им адаптироваться к учёбе и не дать чувствовать себя аутсайдерами.

Рекомендации родителям и учителям детей с дислексией:

  • Дать ученику больше времени на выполнение заданий.
  • Позволить демонстрировать знания через нестандартные проекты: съёмка учебных фильмов, устные доклады, подготовка фотоколлажей по заданной теме, опыты и эксперименты.
  • Разрешить вести запись урока на диктофон — так он сможет прослушать урок целиком или некоторые фрагменты и не тратить силы и время на чтение.
  • Читать вслух и обсуждать вместе прочитанное — это расширит кругозор и обогатит словарный запас.
  • Перечитывать книги несколько раз и возвращаться к старым сюжетам — возможно, не хватило одного прочтения, чтобы понять книгу.
  • Выписывать и обсуждать незнакомые и непонятные слова.

Сообщества и сервисы в помощь людям с дислексией

Поскольку дислексия — явление распространённое, в России и других странах много сообществ, объединяющих людей с дислексией и специалистов, которые занимаются изучением этого диагноза. В открытых источниках можно найти интервью с экспертами, научные исследования и рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией.

Сообщества на русском языке:

Сообщества на иностранном языке:

Сервисы и приложения для людей с дислексией:

  • Шрифт Adys: специально разработанный шрифт, который облегчает дислектикам чтение — можно бесплатно скачать на кириллице и латинице.
  • Расширение Beeline Reader: расширение выделяет цветом текст на страницах в интернет-браузерах Chrome и Firefox — так, чтобы людям с дислексией было удобнее фокусироваться на буквах.

Источники

  1. Ассоциация родителей детей с дислексией.
  2. Сообщество людей с дислексией.
  3. Британская ассоциация людей с дислексией.
  4. Shaywitz S. Overcoming Dyslexia. Random House Publishing Group, 2008. P. 122–127.

Частые вопросы

Дислексия — это особенность восприятия информации, из-за которой ребёнку сложно научиться читать и писать, а взрослым — делать это быстро и без ошибок. При этом дислексия не связана с проблемами со зрением и слухом и уровнем интеллекта.
Обычно дислексия становится очевидной, когда ребёнок идёт в школу. На фоне других детей такой ученик заметно хуже читает и медленнее остальных осваивает этот навык, делает много однотипных ошибок и очень устаёт от чтения.

Есть много различных тестов и опросников, которые позволяют заподозрить дислексию. Но точный диагноз могут поставить только специалисты после полноценной диагностики — этим занимаются неврологи, нейропсихологи, логопеды и дефектологи.
Информацию проверил
врач-эксперт
Роман Иванов
Роман Иванов
Врач-дерматовенеролог, кандидат медицинских наук
Оцените статью:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Не нашли ответ на свой вопрос? Напишите нам — мы постараемся дополнить статью или передадим вопрос врачу-консультанту. Это бесплатно.
Отправляя заявку, вы принимаете условия Правил «Гемотест Бонус»
ВАЖНО
Информация из данного раздела не может служить достаточным основанием для постановки диагноза или назначения лечения. Решение об этом должен принимать врач на основании всех имеющихся у него данных.

Вам может быть интересно

Вам телеграм. Telegram-канал,
которому, на наш взгляд,
можно доверять
Не нашли что искали?
Напишите нам,
и мы постараемся вам помочь
Оставить вопрос
Гемотест
К началу страницы