Как успокоить ребёнка во время истерики
Почему ребенок устраивает истерики
Контролировать эмоции ребёнку сложно из-за незрелости префронтальной коры мозга. Именно она отвечает за подавление импульсов и способность человека «вести себя хорошо». Эта область головного мозга развивается медленно, полностью она формируется лишь к 20–25 годам.
Зато другая часть мозга, миндалина, отвечающая за эмоциональные реакции, активно работает уже с раннего детства. Она быстро реагирует на физический или эмоциональный дискомфорт и запускает страх, злость или возбуждение.

Миндалина отвечает за возбуждение эмоций, а префронтальная кора — регулирует их интенсивность
В идеале префронтальная кора должна принять и обработать этот сигнал, чтобы помочь мозгу принять взвешенное решение, действительно ли есть угроза или можно успокоиться. Но у детей этот механизм пока работает неслаженно: эмоции захлёстывают ребёнка, а остановиться он не может. Поэтому реакция на огорчение часто бывает чрезмерной.
Это нормально, если малыш сильно плачет или даже бросается на пол, не получив желаемое. Иначе реагировать на огорчение он пока просто не умеет.
Ещё один фактор — внешние условия и неудовлетворённые потребности. Усталость, голод или шум могут усилить раздражительность. Например, если ребёнок не выспался, уровень гормона стресса кортизола в крови растёт, а способность справляться с чувствами падает. У малышей до 3 лет истерика — нормальная реакция на голод, усталость или избыток впечатлений. Часто истерики случаются ближе к вечеру, особенно если день был насыщенным или малыш пропустил дневной сон.
Несмотря на то что для большинства детей истерика — нормальный этап развития, в некоторых случаях она может указывать на заболевания нервной системы, которые требуют лечения. Если перепады настроения случаются часто, а ребёнок не успокаивается дольше 20–30 минут, проявляет агрессию к себе или к окружающим, это повод в плановом порядке пройти осмотр невролога.
А если истерики сопровождаются другими неврологическими симптомами — задержкой речи, нарушением сна, закатыванием глаз, судорогами, потерей сознания во время истерики, — к врачу нужно обратиться как можно быстрее. Эти признаки могут указывать на эпилепсию, тревожное расстройство или нарушение работы мозга.
и делаем скидки до 30%
Начните экономить прямо сейчас!
Как следует себя вести взрослым
Взрослым важно сохранять спокойствие, даже если ребёнок кричит или бросает вещи. Нервная система малыша зеркалит, то есть повторяет эмоции окружающих: если родитель начинает кричать, уровень стресса у ребёнка растёт, а значит, ему будет ещё сложнее успокоиться.

Чтобы ребёнок почувствовал себя в безопасности и быстрее перестал кричать, взрослому следует говорить тихо и медленно
Не стоит игнорировать истерику: молчание может ещё сильнее напугать малыша, потому что подсознательно это ощущается как потеря связи с родителем. Наказание тоже не принесёт результата: в такой момент ребёнок не перестанет плакать по команде — наоборот, это ещё сильнее его расстроит.
А вот смещение фокуса может помочь. Можно предложить ребёнку воды, указать на проходящего мимо котёнка или неожиданно заговорить смешным голосом. А можно просто оставаться рядом и дать малышу понять, что он не один.
Когда эмоции отпустят, важно поговорить с ребёнком о том, что произошло, — объяснить ему, что чувствовать себя расстроенным нормально, но важно учиться выражать свои чувства словами. Такой подход научит ребёнка контролировать эмоции и поможет легче проживать кризисы взросления.
После истерики важно восстановить эмоциональную связь с ребёнком, дать ему понять, что эта выходка не испортила его отношений с родителем.
Чтобы лучше подготовиться к истерикам или даже избежать их, полезно вести дневник — записывать, когда и при каких обстоятельствах произошел очередной срыв. Это поможет понять причины истерик, найти закономерности и скорректировать их. Например, при анализе дневника может выясниться, что ребёнок часто плачет после прогулки, а значит, причина может быть в усталости, эмоциональной перегрузке или голоде. В этом случае полезно перенести прогулку на более раннее время, брать с собой перекус или избегать шумных компаний детей.
Родителю важно позаботиться и о собственных эмоциях. Истерики детей могут быть очень выматывающими — они вызывают целый комплекс чувств, от стыда до беспомощности. Но не стоит воспринимать их как индикатор собственной несостоятельности: это нормальный, неизбежный процесс, через который проходят все дети.
Если эмоции накрывают, можно сдать анализы, чтобы проверить, нормально ли организм справляется со стрессом. Возможно, ему требуется помощь.
Какие есть способы успокоить ребёнка в зависимости от его возраста
В разном возрасте плач и истерики у детей возникают по разным причинам: младенца может довести мокрый подгузник, а малыша постарше — чувство несправедливости оттого, что мама дала ему на полдник нарезанный, а не целый банан.
Если взрослый понимает особенности возраста и причины, которыми может быть вызвано недовольство ребёнка, успокоить его, скорее всего, получится быстрее.
До года
У младенцев до года сильный плач чаще всего вызван физическим дискомфортом. Его может спровоцировать голод, неудобная одежда, колики, переутомление. Нервная система в этом возрасте ещё не способна долго выдерживать напряжение, поэтому плач начинается резко и реакция может казаться взрослому слишком бурной.
Чтобы ребёнок меньше плакал, важно регулярно проверять, что ему не слишком жарко или холодно, следить за продолжительностью промежутков между кормлениями — они не должны быть слишком большими, даже если приём пищи происходит не по часам, а по требованию, придерживаться привычного времени сна и бодрствования. Если все условия для комфорта малыша соблюдены, а плач возникает регулярно, важно показать ребёнка педиатру — возможно, его беспокоит газообразование, молочница, опрелости.
Чтобы успокоить малыша, обычно достаточно исключить фактор, причиняющий дискомфорт.
Если ребёнок продолжает плакать, можно попробовать мягко укачать его на руках, покатать в коляске или на машине. Движение помогает успокоиться, потому что напоминает покачивание, которое младенец ощущал в животе у мамы.
Также можно негромко спеть колыбельную, пошипеть (произносить «ш-ш-ш» на выдохе) или включить на телефоне белый шум или его более мягкие варианты — розовый или коричневый. Звуки имитируют шум крови в сосудах, знакомый малышу до рождения.
Младенцу будет проще успокоиться, если завернуть его в мягкую пелёнку или тонкое одеяло, ограничив движения рук, — это также будет напоминать ему знакомое положение в утробе матери.
От 1 года до 2 лет
В этом возрасте дети начинают осознавать свои желания, но хорошо говорить пока не умеют. Поэтому истерики часто возникают из-за того, что малышу чего-то хочется, но взрослые его не понимают.
Если ребёнок сильно расстроен, можно попробовать переключить его внимание на яркий, необычный предмет или игру.
Объятия, похлопывания, лёгкий массаж могут помочь снизить уровень кортизола — гормона, который в больших количествах выделяется во время стресса.
Дыхательные упражнения (например, подуть на воображаемую свечку) могут помочь малышу расслабиться: длинный выдох, который получается в результате упражнения, стимулирует парасимпатическую нервную систему — она отвечает за расслабление и уменьшает напряжение в теле.
Подобные действия, скорее всего, будут неэффективны на пике истерики — в этом случае полезно просто быть рядом и следить за тем, чтобы малыш не нанёс себе вреда. А когда эмоции начнут стихать, можно предложить занятия, которые помогают успокоиться — вместе порисовать, почитать книгу или выйти погулять.
Чтобы помочь ребёнку анализировать ситуацию и учиться адекватно реагировать на раздражители, полезно называть его чувства: «Ты злишься, потому что у тебя не получилось построить башню из кубиков». Такие слова не успокоят истерику, но будут тренировать эмоциональный интеллект ребёнка. Со временем приступы будут случаться всё реже, а малыш научится реагировать на сложные ситуации более конструктивно.
От 2 до 3 лет
Этот возраст — один из самых непростых для родителей: период «ужасных двухлеток» постепенно сменяется пресловутым «кризисом трёх лет». Ребёнок активно проверяет границы, стремится к самостоятельности, но ещё не умеет справляться с эмоциями.
Чтобы ребёнку было спокойнее, важно, чтобы распорядок дня и правила жизни дома были ему хорошо известны и понятны. Если малыш знает, что на обед всегда суп, а перед сном нужно почистить зубы, у него будет меньше поводов проверять границы дозволенного. Кроме того, чёткий режим и стабильность в вопросах быта снижают тревожность малыша, дают ему чувство безопасности.
Важно, чтобы взрослые при этом были последовательны: не давали послаблений без повода, не спорили между собой, какое правило значимое, а каким можно пренебречь.
Успокоить истерику в этом возрасте проще всего сделав или показав что-то неожиданное. Можно заговорить с ребёнком шёпотом, указать на смешного пса или задать какой-нибудь заведомо абсурдный вопрос, например почему это вдруг небо стало фиолетовым. Такой ход помогает переключить внимание ребёнка с беспокоящего его обстоятельства на новый объект или мысль, задействуя другие области мозга. Активность миндалины при этом снижается, и префронтальная кора получает шанс восстановить контроль.
Дальше полезно предложить ребёнку задачу или игру, подразумевающую физическую активность: бег, прыжки, игра с мячом помогут снизить уровень стресса и вернуть равновесие.

«Давай наперегонки?» — чтобы помочь ребёнку снять напряжение, полезно предложить ему игру с физической активностью
От 3 до 5 лет
После 3 лет дети гораздо лучше выражают свои мысли и уже успели хорошо запомнить правила, которые приняты в семье. Но из-за незрелости префронтальной коры эмоции всё ещё берут верх. Истерики чаще возникают не из-за обиды на родителей, а из-за конфликта со сверстниками — споров за игрушку, неумения проигрывать или уступать в игре.
Связь между миндалиной, активирующей возбуждение, и префронтальной корой, отвечающей за торможение эмоций, постепенно укрепляется, поэтому ребёнок уже лучше умеет сдерживать чувства.
К 3–5 годам ребёнок уже хорошо понимает, как «надо» себя вести, но далеко не всегда может поступать правильно.
В этом возрасте уже становятся эффективными убеждения и разговоры. После истерики полезно дать ребёнку возможность высказаться: «Расскажи, что случилось?» или «Почему ты расстроился?». Это не только помогает ему назвать и прожить свои эмоции, но и снижает активность миндалины: фокус переключается на речь.

Взрослому важно сохранять спокойствие: повышенный тон или раздражение родителя могут усилить истерику
Когда эмоции улягутся, полезно обсудить причины, возможные варианты событий. Такие разговоры учат ребёнка анализировать свои реакции и искать менее деструктивный выход из конфликта. Важно хвалить за успехи в самоконтроле («Я заметила, что ты сильно разозлился, но не закричал — здорово, что сумел сдержаться»). Это поможет закрепить положительный опыт.
Чтобы смягчить конфликты со сверстниками, важно помогать ребёнку формировать социальные навыки — делиться, ждать своей очереди, просить помощи у взрослого. В этом помогают ролевые игры («Дочки-матери», «Магазин», «Детский сад»).
От 5 до 7 лет
В этом возрасте ребёнок способен гораздо лучше контролировать эмоции, но частота истерик не уменьшается — как правило, из-за внешних факторов. Ребёнок сталкивается с новыми обязанностями — необходимостью соблюдать правила в коллективе, адаптироваться к школе, делать домашние задания. Всё это создаёт дополнительную нагрузку на нервную систему. Организм в больших количествах вырабатывает гормоны кортизол и адреналин — артериальное давление повышается, кровь приливает к мышцам, включается древний механизм защиты от опасности «бей, беги, замри». Ребёнок начинает кричать без веской причины, становится агрессивным, теряет способность спокойно анализировать происходящее.

Истерика может начаться, если ребёнок устал после школы и не может справиться с домашним заданием
Родителям важно понимать, что это не каприз или лень, а физиологический ответ на перегрузку. Нервная система может не успевать восстанавливаться, особенно если ребёнок спит меньше положенного или не получает достаточно питательных веществ с едой.
Лучше не вступать в спор, а спокойно переждать пик эмоций, оставаясь рядом, чтобы ребёнок чувствовал поддержку.
После истерики важно помочь ребёнку «выпустить пар» физически — побегать с мячом во дворе или покричать в подушку. Это снижает уровень стресса и помогает нервной системе быстрее восстановиться.
Можно научить ребёнка простым дыхательным упражнениям. Чтобы уменьшить напряжение, полезно подышать «по квадрату» — делать вдох, выдох и задержки дыхания между ними на четыре счёта. Или делать медленные выдохи, будто задувая воображаемую свечку.
Для профилактики истерик в этом возрасте родителям важно обратить внимание на режим дня: ребёнок должен спать не менее 9–10 часов, правильно питаться и успевать отдыхать между школой, уроками и занятиями.
Источники
- Mercurio D., Carpenter-Branson J. Agitated зatient. Clinical зathway // Johns Hopkins All Children’s Hospital. 2024.
- Hoffmann J. A., Pergjika A., Liu L., et al. Standardizing and improving care for pediatric agitation management in the emergency department // Pediatrics. 2023. Vol. 152(1). e2022059586. doi:10.1542/peds.2022-059586
- Consolini D. M. Crying // Merck Manual: Professional Version. 2022.
Частые вопросы
врач-эксперт