Москва
Каталог анализов и услуг

Заикание

Заикание
130 801
3.9
Заикание возникает, когда во время разговора мышцы речевого аппарата подёргиваются или неконтролируемо двигаются. Из-за этого поток речи нарушается, появляются паузы и непреднамеренные звуки. Слова как будто бы застревают во рту. Такое состояние обычно встречается у детей в период развития речи, но может наблюдаться и у взрослых.

Определение болезни. Причины заикания

Заикание (логоневроз) — это расстройство речи, при котором нарушается её нормальная плавность, ритм и беглость, а также перенапрягаются мышцы речевого аппарата.

Человек с заиканием знает, что хочет сказать, но ему трудно это произнести. Например, он может повторять или тянуть слово, слог или звук, делать паузу во время речи, так как достиг проблемного для него места (это могут быть как разные слова и сочетания звуков, так и одни и те же).

Около 1% людей в мире страдают заиканием.

При этом мальчики заикаются в 2 раза чаще, чем девочки, а мужчины — в 4 раза чаще, чем женщины.

Точные причины заикания неясны. Но исследователи предполагают, что нарушение беглости речи вызвано сочетанием факторов, которые включают в себя генетические мутации, воздействие окружающей среды и особенности нейронных связей мозга.

Заикание может влиять на самооценку человека, а также мешать успешному взаимодействию с другими людьми.

Причины развития заикания у детей

Наиболее распространённая форма заикания возникает у детей, когда они ещё только осваивают речь и языковые навыки. Считается, что такое заикание связано с тем, что речевых навыков ребёнка пока ещё недостаточно, чтобы выразить то, что он хочет сказать.

Факторы риска развития заикания у детей

Хотя исследователи пока не могут выявить точные механизмы развития заикания, выделяют ряд факторов, которые этому способствуют.

Перинатальный фактор

На развитие заикания влияют такие осложнения беременности, как токсикоз, угрожающий выкидыш из-за резус-конфликта, недоношенность, нейроинфекции, повреждения центральной нервной системы, телесные заболевания и травмы головы.

Значительную роль играет родовая травма: внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода) и асфиксия (отсутствие дыхания или его слабость) новорождённых.

Наследственность

Примерно у двух из трёх заикающихся детей есть родственники с такой же патологией. При этом вероятность заикания в три раза выше у тех, чьи родители, родные братья или сёстры заикаются.

Генетические мутации

Начиная с 2010 года исследователи обнаружили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием.

Задержка в развитии

Дети, у которых есть задержки в развитии и другие проблемы с речью, более склонны к заиканию.

Стресс

Завышенные ожидания родителей, давление семьи или общества могут вызвать трудности с речью или усугубить существующие нарушения. Однако заикание, которое вызвано эмоциями, встречается крайне редко.

Гендер

У мальчиков нарушения беглости речи отмечают чаще, чем у девочек.

Социальная среда

Общение с людьми с низким уровнем речевого развития может неблагоприятно сказаться на освоении речи ребёнком.

Причины развития заикания у взрослых

Механизмы, которые вызывают заикание у взрослых, пока что достоверно неизвестны.

В большинстве случаев заикание у взрослых — это проблема с беглостью речи, которая появилась ещё в детстве, но не исчезла со временем.

Иногда заикаться начинают взрослые, у которых в детстве не было такой речевой проблемы. Патология может быть следствием инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний, влияющих на работу мозга. В этом случае нарушается работа отделов мозга, отвечающих за управление речевой моторикой. Обычно это те области, которые влияют на синхронизацию и координацию движений мышц, участвующих в речи.

Также накопленные данные свидетельствуют о том, что социальные фобии или беспокойство, вероятно, не служат причиной заикания.

Стрессовые ситуации не могут вызвать заикание, но способны создать почву для его развития, дезорганизовать функции центральной нервной системы и сделать более заметными уже существующие нарушения.

И хотя существует корреляция между социальным тревожным расстройством Социальное тревожное расстройствоВыраженная тревога в ситуациях, которые связаны с действиями в присутствии других людей, или страх предполагаемой негативной оценки окружающих в подобных случаях. и заиканием, вероятнее всего, само заикание приводит к повышению тревоги, а не наоборот.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Если взрослый человек раньше не заикался, то вызвать нарушение беглости речи могут только повреждения головного мозга.

Заболевания, из-за которых может развиться заикание:

  • черепно-мозговая травма;
  • инсульт;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
  • опухоль головного мозга.

Симптомы заикания

Симптомы заикания включают нарушения беглости речи, которые не соответствуют возрасту человека или языковым способностям, а также перенапряжение мышц речевого аппарата.

Основные симптомы заикания:

  • паузы в речи, которые могут быть беззвучными или сопровождаться каким-либо звуком;
  • паузы внутри слова;
  • иносказания, чтобы заменить проблемное слово;
  • односложные повторения целых слов: например, «я-я-я-я вижу его»;
  • удлинение звуков;
  • повторение звуков или слогов:
  • чрезмерное физическое напряжение при произнесении слов.

Для того чтобы говорить о заикании, достаточно повторного появления хотя бы одного из перечисленных симптомов.

Также при заикании наблюдаются вторичные симптомы Вторичные симптомыПоведенческие особенности, которые появляются под влиянием заикания, например напряжение мышц лица, повышение голоса или смущение., хотя и редко.

Вторичные симптомы заикания:

  • лицевые тики,
  • быстрое моргание,
  • дрожание губ или челюсти,
  • подёргивания головой,
  • сжатие кисти в кулак.

Типы заикания

Заикание классифицируют как развивающееся, нейрогенное или психогенное.

Развивающееся заикание — наиболее распространённая форма. Оно обнаруживается у детей в возрасте от 1 до 8 лет, когда речь и языковые навыки формируются особенно быстро.

На развивающееся заикание приходится более 80% случаев патологии.

Симптомы, как правило, изначально лёгкие. В дальнейшем они либо проходят, либо развиваются до более тяжёлых.

Большинство детей дошкольного возраста (около 75%) спонтанно выздоравливают в течение 4 лет с момента начала заикания.

Нейрогенное заикание также называют поздним или приобретённым. Оно развивается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или другого повреждения головного мозга. Такая форма встречается относительно редко.

Психогенное (невротическое) заикание встречается крайне редко. Обычно возникает у взрослых с психиатрическими проблемами в анамнезе после психологического события или эмоциональной травмы.

Другие типы заикания

Заикание также классифицируют на основании особенностей его течения и продолжительности нарушения беглости речи.

По продолжительности:

  • инициальное: заикание наблюдается не более 2 месяцев;
  • закрепившееся: нарушение беглости речи сохраняется дольше 2 месяцев.

По течению:

  • постоянный тип: заикание проявляется в различных ситуациях относительно регулярно;
  • волнообразный тип: нарушение беглости речи то усиливается, то ослабевает, но не исчезает полностью;
  • рецидивирующий тип: заикание исчезает, но после довольно длительных периодов нормальной речи появляется вновь.

Степени заикания

Различают три степени заикания: лёгкое, средней тяжести и тяжёлое. Нарушение беглости речи может начаться с любой степени и прогрессировать со временем.

Лёгкое заикание встречается только при развивающейся форме заикания. Как правило, оно наблюдается у детей в возрасте от 1 до 5 лет. Расстройство характеризуется повторением звуков, слогов и слов, которые обычно встречаются в начале предложения. Дети с таким нарушением речи не осознают своё заикание и практически не расстраиваются при неудачных попытках выразить мысль.

Признаки лёгкого заикания:

  • повтор слогов или слов 1–2 раза: «на-например», «во-во-вот так»;
  • нерешительность;
  • использование в речи звуков для заполнения пауз: «э», «м», «эм».

Нарушение речи то появляется, то исчезает: обычно это признак того, что ребёнок учится использовать язык по-новому. Если заикание пропадает, а через несколько недель снова возвращается, это говорит о том, что ребёнок проходит ещё один этап освоения речи.

Заикание средней тяжести может быть как у детей, так и у взрослых. У детей такая форма может развиться в возрасте от 3 до 5 лет.

Заикание средней тяжести сопровождается теми же повторами в речи, что и у людей с лёгким заиканием. Однако они случаются чаще и могут сопровождаться вторичными симптомами.

Признаки заикания средней тяжести:

  • повтор звуков более двух раз: «на-на-на-например», «во-во-во-вот так»;
  • напряжение, которое может проявляться в лицевых мышцах, особенно вокруг рта;
  • повышение голоса при повторениях;
  • периодические «блокировки»: голос прерывается на несколько секунд.

Заикание средней тяжести может появляться и исчезать. Но при этой форме периоды нарушений наблюдаются чаще, чем периоды нормальной речи.

При тяжёлом заикании нарушается произнесение небольшого количества слов (менее чем 20%), однако речевые трудности возникают почти в каждой фразе или предложении. Обычно состояние сопровождается вторичными симптомами и стремлением избежать разговора.

Заикание запинание

При тяжёлом заикании часто наблюдается смущение и страх говорить

Признаки тяжёлого заикания:

  • заиканием сопровождается 10–20% речи: блоки речи без заикания встречаются чаще, чем повторение или продление звуков и слогов, в отличие от лёгкого заикания, когда нарушение затрагивает большую часть речи;
  • во время заикания заметно значительное усилие и напряжение;
  • говорящий избегает заикания, меняя слова и используя дополнительные звуки для начала речи;
  • в большинстве речевых ситуаций, как правило, заметна растерянность.

Тяжёлое заикание может появиться у детей в возрасте от 1 до 7 лет. У взрослых — в любом возрасте под влиянием негативных факторов (травм, некоторых заболеваний).

Нередко тяжесть симптомов зависит от обстоятельств: люди могут заикаться в определённых ситуациях, но свободно говорить в других.

Развитие заикания

Так как точная причина заикания неизвестна, довольно сложно описать механизмы того, как развивается патология. Учёные в ходе исследований обнаруживают определённые нарушения в нейронных сетях, которые поддерживают языковые и речевые функции мозга. Таким образом, можно предположить, что функциональные и анатомические аномалии мозга могут отвечать за развитие заикания.

Считается, что заиканию предшествует физиологическое повторение слогов, которое может быть нормой. Затем развитие речи начинает запаздывать и проявляется логопедический дефект. Из-за этого ребёнок начинает чрезмерно концентрироваться на произнесении слов и речевой аппарат перенапрягается.

Анатомия и физиология речи при заикании

Люди произносят звуки речи с помощью серии точно скоординированных мышечных движений, которые включают дыхание, постановку голоса и движения горла, нёба, языка и губ. Эти движения контролируются мозгом и отслеживаются с помощью органов слуха и осязания.

При заикании координация мышц нарушается. И хотя человек хорошо понимает, что именно хочет сказать, физически он не может этого сделать.

Осложнения заикания

Заикание не влияет на физическое здоровье человека, однако может ухудшать его психоэмоциональное состояние. Оно может негативно сказываться на самооценке, представлениях о себе, качестве коммуникации, а также на учёбе и работе.

Возможные осложнения заикания:

  • проблемы в общении с другими людьми;
  • беспокойство по поводу речи;
  • стремление избегать ситуаций, когда нужно разговаривать;
  • утрата социальных контактов;
  • трудности во время учёбы или на работе;
  • низкая самооценка.

Заикание может вызывать у заикающегося смущение, разочарование и даже страх перед общением. Из-за трудностей с речью такие люди могут робеть и бояться вступить в разговор. Кроме того, они нередко используют различные уловки, чтобы избежать трудных слов и фраз. В особенности это касается тех, у кого заикание имеет наиболее тяжёлую форму и произнесение слов требует больших усилий: для них речь сопряжена с чрезмерным напряжением мышц, а также сильным эмоциональным напряжением.

В большинстве случаев заикание не связано с уровнем интеллекта или психическими отклонениями, но окружающие могут неправильно трактовать особенности речи собеседника. Из-за этого люди, которые заикаются, могут подвергаться социальной стигматизации и восприниматься как менее способные по сравнению с теми, кто не заикается. Дети могут сталкиваться с насмешками сверстников в детских коллективах.

Исследования показывают, что большинство взрослых, страдающих заиканием, считают, что нарушение беглости речи отрицательно влияет на их карьерные перспективы. Также заикание может мешать выполнению работы или ограничивать функционал сотрудника.

Несмотря на это, многие люди с заиканием добиваются успеха наравне с людьми, не имеющими дефектов речи.

Важно понимать, что психологические особенности заикающихся — это следствие речевой проблемы, а не её причина или признак.

Диагностика заикания

Обнаружить и подтвердить заикание может только специалист. Для этого ему потребуется оценить частоту нарушений речи в течение определённого периода времени и в различных ситуациях.

Первым делом врач изучает историю болезни: спрашивает, как давно появились симптомы и как они проявляются. Параллельно специалист оценивает речь пациента.

К какому врачу обращаться

При подозрении на заикание ребёнка в первую очередь показывают педиатру, а взрослые обращаются к терапевту. На приёме специалист сможет оценить ситуацию и при необходимости направить пациента к нужному врачу.

В зависимости от причины заикания может потребоваться помощь логопеда-дефектолога, невролога, медицинского психолога, психиатра, отоларинголога.

В большинстве случаев заикание диагностируется в детстве и медицинские тесты для этого не требуются. Однако если заикание развилось во взрослом возрасте без видимой причины, врач может назначить дополнительное обследование.

Инструментальная диагностика

Инструментальное обследование проводят, чтобы установить очаг поражения головного мозга, а также провести дифференциальную диагностику с другими психическими расстройствами.

Детям рекомендуется провести электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ). Оно позволит оценить общее функциональное состояние мозга и выявить степень и вероятную локализацию поражений. В некоторых случаях назначают электроэнцефалографию с видеомониторингом с записью как во время бодрствования, так и во время сна. При подозрении на повреждения головного мозга проводят нейровизуализацию — магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Если пациент с нормальной речью неожиданно начинает заикаться во взрослом возрасте, специалист может заподозрить у него поражение головного мозга. Нарушения беглости речи может вызвать черепно-мозговая травма, инсульт или опухоль головного мозга.

Чтобы найти причину такого состояния, проводят компьютерную томографию (КТ), сканирование с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) или позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ). С их помощью изучают состояние головного мозга и его функцию.

Лечение заикания

Детям и взрослым, страдающим заиканием, могут помочь такие методы лечения, как занятия с логопедом, использование электронных устройств для улучшения беглости речи или когнитивно-поведенческая терапия.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей

Лечение следует начинать сразу, как только ребёнку поставили диагноз.

К специалисту стоит обратиться, если:

  • заикание продолжается более 6 месяцев;
  • заикание началось в возрасте 3–4 лет и старше;
  • тяжесть или частота заикания увеличилась;
  • в семье были случаи заикания, которое развилось в детстве;
  • ребёнок расстроен из-за заикания.

Лечение заикания у дошкольников

У детей дошкольного возраста в большинстве случаев заикание проходит само по себе.

При заикании у детей младше 5 лет, как правило, сосредотачиваются на том, чтобы не превратить нарушение беглости речи в психологическую травму для ребёнка. Для этого родителям рекомендуют изменить способ общения и создать максимально расслабляющую и спокойную обстановку в семье, а не сосредотачиваться непосредственно на особенностях речи ребёнка.

Цель такой терапии — создать среду, в которой ребёнок испытывает меньшее давление при разговоре.

Правила общения с детьми дошкольного возраста при заикании:

  • говорить с ребёнком следует медленно и спокойно;
  • поощрять общение, при котором собеседники говорят по очереди и внимательно слушают друг друга;
  • больше разговаривать в ситуациях, когда фокус смещён с речи на какие-то совместные занятия: игру, прогулку, приготовление еды, просмотр любимых книг и т. д.;
  • не перебивать и не критиковать речь ребёнка.

Если заикание не проходит в течение 3–6 месяцев или есть тенденция к ухудшению, возможно, потребуется помощь логопеда.

Для лечения заикания у маленьких детей широко используется прямая поведенческая терапия — программа Лидкомба. Она предназначена для родителей, которые под руководством логопеда учатся предоставлять ребёнку последовательную обратную связь о его речи. При этом упор делается на поддерживающее ребёнка общение, без осуждения.

Лечение заикания у школьников и взрослых

Заикание, которое возникло в дошкольном возрасте, со временем может обостряться, способствовать повышенной утомляемости и мешать социализации. Из-за этого может снижаться успеваемость в школе или продуктивность на работе, а также ухудшаться эмоциональное состояние.

Нарушение беглости речи в старшем возрасте обычно уже закрепившееся явление, поэтому требуется больше усилий для коррекции. Специалисты учат пациентов говорить медленнее, регулировать дыхание или постепенно переходить от односложных ответов к более длинным словам и более сложным предложениям.

Базовый принцип, которым следует руководствоваться заикающимся школьникам и взрослым, это планирование устной речи. При этом во фразах должно быть ограничено количество слов, а паузы между смысловыми словосочетаниями (синтагмами) должны быть длительнее, чем обычно.

Логопедические тренировки проводятся на постепенно усложняющемся речевом материале: стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь.

Кроме того, не рекомендуется проверять скорость чтения у заикающихся школьников, а также требуется проводить особую подготовку к устным ответам.

Заикание психосоматика

Большинство методов лечения помогают справиться с беспокойством, которое заикающийся человек может испытывать в определённых ситуациях речи

При заикании эффективным может быть участие в группах самопомощи и сообществах заикающихся. Многие люди считают, что наибольшего успеха они достигают благодаря сочетанию самообучения и терапии. Группы самопомощи предоставляют заикающимся людям возможность найти нужную информацию и поддержку, когда они сталкиваются с проблемами заикания.

Новые методики лечения заикания

Некоторые заикающиеся люди используют электронные устройства, чтобы контролировать беглость речи. В ушной канал устанавливают прибор, похожий на слуховой аппарат: он воспроизводит слегка изменённую версию голоса пользователя ему в ухо. Благодаря этому человек слышит свою речь с небольшой задержкой, что помогает ему говорить без повторов и пауз.

Такие устройства могут помочь улучшить беглость речи за относительно короткий период времени. Однако следует учитывать, что не все считают их полезными или простыми в использовании. Кроме того, уделяя особое внимание устранению заикания, эти методы могут игнорировать психологические трудности в общении.

Также для коррекции заикания используют различные компьютерные программы, которые могут служить дополнением к занятиям с логопедом. С их помощью можно подбирать подходящие тексты для тренировок с учётом индивидуальных особенностей заикающегося.

Ещё один современный подход к лечению заикания предполагает использование биологической обратной связи (БОС, биофидбэк). С её помощью удаётся более эффективно вырабатывать правильное дыхание и проводить речевые тренировки. Для этого пациенту прикрепляют к животу специальные датчики и предлагают выполнять упражнения. Показания датчиков выводятся на экран и передают результат в виде кривой дыхания. Так пациенту легче понять, что нужно делать, и проще оценить прогресс.

Прогноз и профилактика заикания

Большинство детей перестают заикаться с течением времени. При лёгком заикании такое состояние проходит самостоятельно. У остальных детей в 75–80% случаев нарушение беглости речи проходит в течение 1–2 лет, если они лечатся.

В четверти случаев детское заикание сохраняется во взрослом возрасте.

Заикание, которое сохраняется до школьного возраста, значительно сложнее поддаётся лечению. С течением времени у заикающегося человека могут развиться психологические проблемы, вызванные таким состоянием: беспокойство по поводу речи, страх заикания и чувство смущения.

Профилактика

Cпецифических мер профилактики заикания нет.

Тем не менее можно попробовать снизить риск развития заикания. Чтобы избежать нарушения беглости речи в детском возрасте, родителям стоит создать благоприятную атмосферу дома, а также не мешать естественному освоению речи ребёнком.

Рекомендации для родителей:

  • не стоит прерывать игру ребёнка необоснованными вопросами;
  • не нужно делать замечаний, когда ребёнок добавляет в речь лишние слова типа «а», «ну», «вот», «значит»;
  • важно не ругать за употребление непристойных слов, стараться отвлечь ребёнка чем-то интересным;
  • стоит избегать давления на ребёнка: не заставлять его пересиливать свои страхи, читать стихи перед посторонними и т. п.;
  • нужно стараться в конфликтных ситуациях избегать эмоциональных разговоров и неконструктивных решений;
  • полезно удерживать ребёнка от речи во время истерики или плача;
  • важно соблюдать режим дня: дневной отдых обязателен;
  • стоит помочь ребёнку организовать своё время так, чтобы не приходилось его подгонять.

Кроме того, можно попытаться предотвратить нейрогенное заикание. Для этого следует избегать черепно-мозговых травм: не заниматься опасными видами спорта без тщательной подготовки и соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений (например, носить защитный шлем при катании на роликах или велосипеде). Также желательно снизить риск развития заболеваний головного мозга: для этого следует своевременно лечить зубные, ушные и носоглоточные инфекции и регулярно проходить профилактические обследования.

Тактика поведения родителей при заикании у ребёнка

Заикание может вызывать эмоциональный дискомфорт и стресс как у детей, так и у родителей. Очень важно не зацикливаться на дефекте речи и проявлять максимум терпения и поддержки.

Родителям заикающихся детей рекомендуется:

  • как можно раньше обратиться к специалисту за медицинской помощью;
  • создать непринуждённую обстановку для разговора: каждый день следует выделять время, чтобы спокойно и без спешки пообщаться с ребёнком;
  • не провоцировать речь ребёнка вопросами специально;
  • говорить медленно и расслабленно: скорость речи не должна быть слишком необычной, просто не стоит торопиться. Также рекомендуется делать небольшие паузы в речи;
  • не поддаваться искушению закончить слова или предложения за ребёнка: пусть он сделает это сам;
  • сосредоточиться на смысле сообщения, которое хочет передать ребёнок, а не на том, как он это делает: не надо требовать от ребёнка правильное произношение слов.

Желательно не заострять внимание на заикании, насколько это возможно. Однако если ребёнок сам поднимает этот вопрос или если родители заметили, что это его беспокоит, можно деликатно обсудить проблему. В этом случае следует признать, что заикание есть, но также важно объяснить ребёнку, что всё в порядке и ему не следует беспокоиться. Можно сказать о том, что говорить иногда бывает трудно и многие люди застревают на словах: это нормально.

Чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему и укрепить её, рекомендуется:

  • соблюдать режим дня ребёнка: он должен ложиться в одно и то же время;
  • укладывать ребёнка, когда он находится в спокойном, а не возбуждённом состоянии;
  • не перегружать ребёнка посещением различных секций, кружков и развивающих школ. Достаточно выбрать одно направление, например теннис или плавание — они помогают снять напряжение и улучшают дыхание. При этом количество тренировок должно быть умеренным, посильным для ребёнка; привлекать ребёнка к спокойным домашним делам: просить помочь разложить крупы, пуговицы, инструменты и т. п.;
  • приучить ребёнка к настольным играм и занятиям с конструктором;
  • поощрять игры с водой и песком.

Источники

  1. Специфические расстройства развития речи у детей : клинические рекомендации / Общественная организация «Российское общество психиатров». 2021.
  2. Кондратенко В. А. В помощь родителям заикающегося ребёнка : методические рекомендации. Челябинск, 2015.
  3. Алексеев И. А., Вебер А. А., Гостева Я. Ю. Возможности компьютерной программы «Логоритм» в коррекции заикания посредством ритмической стимуляции речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65(4). С. 16–18.
  4. Кулик А. Л., Яблучанский Н. И. Биологическая обратная связь и современная клиническая практика // Вестник ХНУ им. В. Н. Каразина. Серия «Медицина». 2011. № 22(975). С. 82–92.
  5. Prasse J. E., Kikano G. E. Stuttering: an overview // Am Fam Physician. 2008. Vol. 77(9). P. 1271–1276.

Частые вопросы

Логоневроз — одно из названий заикания, расстройства речи, при котором человек повторяет или растягивает звуки или слоги, а мышцы речевого аппарата перенапрягаются.
Люди произносят звуки речи с помощью серии точно скоординированных мышечных движений, которые включают дыхание, постановку голоса и движения горла, нёба, языка и губ. Эти движения контролируются мозгом и отслеживаются с помощью органов слуха и осязания.

При заикании по неизвестной причине координация мышц нарушается. И хотя человек хорошо понимает, что именно хочет сказать, физически он не может это сделать плавно и ритмично.
Информацию проверил
врач-эксперт
Екатерина Демьяновская
Екатерина Демьяновская
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Оцените статью:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Не нашли ответ на свой вопрос? Напишите нам — мы постараемся дополнить статью или передадим вопрос врачу-консультанту. Это бесплатно.
Отправляя заявку, вы принимаете условия Правил «Гемотест Бонус»
ВАЖНО
Информация из данного раздела не может служить достаточным основанием для постановки диагноза или назначения лечения. Решение об этом должен принимать врач на основании всех имеющихся у него данных.
Вам телеграм. Telegram-канал,
которому, на наш взгляд,
можно доверять
Не нашли что искали?
Напишите нам,
и мы постараемся вам помочь
Оставить вопрос
Гемотест
К началу страницы